Информация об ответственности за совершение преступлений, административных правонарушений за совершение действий направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности

4 марта т.г. принят и вступил в законную силу Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Указанным федеральным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) дополнен новыми статьями 20.3 3 (Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности) и 20.3 4 (Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц).
Протоколы об административных правонарушениях по статье 20.3 3 составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), по статье 20.3 4 дела возбуждаются прокурором.
Рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях отнесено к компетенции судей районных судов.
Частью 1 статьи 20.3 3 КоАП устанавливается административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкция предусматривает административный штраф для граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для должностных лиц –от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; для юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 20.3 3 КоАП предусмотрена административная ответственность за те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкция предусматривает административный штраф для граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; для должностных лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей; для юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Публичность действий может выражаться в том, что они осуществляются в присутствии многих лиц; может определяться местом и обстановкой совершения деяния (митинг, конференция), способом (демонстрация фильмов, размещение информации на открытом сайте в сети «Интернет», раздаче листовок на улице и т.д.).
Под дискредитацией понимаются умышленные действия, направленные на подрыв доверия к решениям органов государственной власти Российской Федерации по использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также непосредственно к действиям Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях (например, распространение непроверенной, искаженной или заведомо ложной информации о целях принятия решений по использованию Вооруженных Сил Российской Федерации или о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации).
Под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению противоправных действий.
Совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации представляет собой их распространение в периодическом печатном издании, в сети «Интернет», на телеканале, радиоканале, в телепрограмме, радиопрограмме, видеопрограмме, кинохроникальной программе, иной форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием ).
Под несанкционированным публичным мероприятием следует понимать публичное мероприятие, в проведении которого органом публичной власти отказано в установленном порядке, уведомление о проведении которого не было подано либо подано с нарушением законной процедуры, в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти в определенном законом порядке не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения либо не устранено указанное в предложении публичного органа несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства о публичных мероприятиях.
Ответственность по части 2 статьи 20.3 3 КоАП может наступать в случае, если несанкционированные публичные мероприятия, к проведению которых призывает лицо, направлены на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Исходя из имеющейся правоприменительной практики к действиям, создающим реальную угрозу охраняемым правоотношениям, могут быть отнесены призывы принять участие и само участие в заведомо несогласованном публичном мероприятии, предполагающем создание помех нормальному функционированию объектов транспортной или социальной инфраструктуры, движению пешеходов и (или) транспортных средств, ограничивающем доступ граждан к социальным объектам и объектам транспорта, жилым помещениям, вовлечение в него несовершеннолетних, доведение маршрутов движения, мест сбора участников, разъяснение приемов и способов противодействия сотрудникам правоохранительных органов, побуждение к действиям и сами действия, направленные на неповиновение или сопротивление представителям власти и т.д.
Одновременно информируем, что модуль «Административная практика» Сервиса обеспечения охраны общественного порядка ИСОД МВД России дополнен статьей 20.3 3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности» КоАП.
Кроме этого Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК) дополнен статьями 207.3, 280.3 и 284.2 .
За публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
При повторном совершении данного правонарушения лицом, подвергнутым административному наказанию, наступает ответственность по части первой статьи 280.3 УК.
По части второй данной статьи предусмотрена ответственность за те же
действия, повлекшие смерть по неосторожности и (или) причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо создавшие помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, максимальное наказание составляет до пяти лет лишения свободы.
При повторном совершении правонарушения за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, подвергнутым административному наказанию, влечет ответственность по статье 284.2 УК, максимальное наказание по которой составляет до трех лет лишения свободы.
За публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрена ответственность по статье 207.3 УК, максимальное наказание – до пятнадцати лет лишения свободы.
Расследование преступлений, предусмотренных статьями 207.3 и 284.2 УК, отнесено к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации. По статье 280.3 УК установлена альтернативная подследственность следователей Следственного комитета Российской Федерации и следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

Updated: 28.03.2022 — 10:42
Официальный сайт Администрации Никольского сельсовета Абанского района © 2020
Создание сайтов — www.msonline.ru